— Тимати, первый вопрос тебе: чем тебя заинтересовал проект, что ты решил принять в нем долевое участие?
Тимати: Начнем с того, что я начал пить кофе лет в 30. В юности этот продукт мне вообще не нравился. Starbucks — это известный бренд, который гремел в «нулевые», но довольно быстро растерял в нашей стране свои позиции, в связи с развитием собственной кофейной индустрии. Дело в том, что Starbucks — консервативно настроенная компания, которая не может быстро ввести в меню какой-то продукт, поэтому все новые игроки на рынке оказались гораздо конкурентоспособнее и активнее американцев. У Starbucks была отлично выстроенная сеть кофеен, к которым люди привыкли. Но они ушли с рынка, а мы заняли их место... В Stars Coffee зашел без капли сомнения, потому что совместно с Антоном ы уже запустили несколько успешных ресторанных проектов... Я спросил: «Антон, что будем делать в Stars Coffee?» Он ответил: «По части кухни можешь вообще не переживать, у нас будет отличный бренд-шеф. И по части бариста тоже, у меня есть самые лучшие...» Антон привел в проект пару чемпионов-бариста плюс мы смогли сохранить топовых бариста из прошлой команды. И сейчас, на мой субъективный взгляд, у нас самый вкусный кофе на российском рынке...
— Что тебя драйвит в этом проекте, ведь он достаточно сильно отличается от всего, чем ты занимался последние годы?
Тимати: Я не считаю себя ресторатором. Ресторатор — это Антон. А я для себя открыл новую грань бизнеса, которая мне очень нравится. Я 20 лет занимался музыкой и смежными бизнесами, построил зонтичный бренд со своими бывшими партнерами. И за эти 20 лет как-то сильно устал. Да, я собирал стадионы, выступал на всех главных мировых площадках, совершал мировые турне. Очень сильно пошумел и в Америке, и в Европе. Но ближе к 40 годам понял, что если что-то не поменяю, то так и застряну в этой колее. К счастью, мы встретились с Антоном и сейчас совместно делаем много успешных проектов. Что касается новых кофеен, то мне нравится видеть, что люди счастливы от получаемого в сети сервиса, от самого ресторана, от интерьера, от вкуса блюд, от общего вайба места. Это такая благородная профессия — ты даришь счастье людям, и они кайфуют от твоего продукта. Для меня заработок всегда стоит на втором месте. Ведь если ты зашел в проект с правильной энергией, то и деньги приложатся...
— Антон, ты успешный ресторатор, один из самых активных бизнесменов на этом рынке в последние несколько лет, зачем ты ввязался в этот крайне трудоемкий проект. Ведь у тебя и так есть десятки отлично работающих проектов, а тут нужно в сжатые сроки запустить минимум 130 точек и наладить бизнес по факту «с нуля»...
Пинский: Сеть кофеен Starbucks показалась мне крайне привлекательной с точки зрения бизнеса. И мы восприняли это как отличную возможность и решили не проходить мимо этого варианта. Тем более, что это позволило нам создать собственную сеть кофеен всего за два месяца. Да мы все считай сделали с нуля — не было ни прежних поставок, ни даже картонных стаканчиков. Я известен как ресторатор, но в первую очередь я бизнесмен и заработок для меня стоит на первом месте. Но у меня есть определенные моральные установки и я, например, никогда не буду участвовать в запуске стриптиз- или гей-клубов. Мне говорят: «Ты не представляешь себе какие там деньги крутятся!» Я отвечаю: «Да, но это без меня!» Но я отвлекся (смеется), Stars Coffee — это сетевой массмаркет-проект, который работает по совершенно другим законам, чем ресторан. Нам повезло — мы получили готовую инфраструктуру с отобранными адресами (команда Starbucks подобрала отличные локации...) Понятно, что нас многое не устраивало ни по качеству продукта, ни по интерьерным решениям. Но у нас в руках оказалась основа, из которой можно сделать классную сеть...
Тимати: Нам необходимо было быстро открыться, и мы причесали все, как смогли. Сделали малой кровью. (Смеется.)
Пинский: В планах запуск 130 точек, но мы не хотим останавливаться на этом количестве. Уже сейчас мы подписали договоры на пару локаций, в которых с нуля построим кофейни в том дизайне, в котором мы их себе представляем. Запуск сети Stars Coffee — это невероятно крутой челендж, поэтому, имея трудоспособный возраст, задор и вкус к риску, я вписался в этот проект. Да, эти пара месяцев были очень напряженными. Даже находясь в отпуске с семьей, я непрерывно работал, а Тимур вообще отложил все свои поездки. Мне постоянно звонили, сын посмотрел на меня и сказал: «Понимаю, напрягает. Но зато в старости ты кайфовать будешь» (смеется). Поэтому, пока есть силы и задор…
— То можно и нужно напрягаться...
Пинский: Честно скажу, если сейчас подвернется еще что-то подобное — то, в чем разбираюсь, то я не откажусь от покупки или участия. Сейчас мне предлагали сеть строительных магазинов, но я в этом ничего не понимаю и не знаю, зачем мне это надо. Но если подвернется понятный мне бизнес и у меня в день будет хотя бы 20 минут свободного времени на этот проект, то мы им займемся...
— Раньше еда в Starbucks не слишком впечатляла, скорее всего из-за того, что ее готовили из замороженных полуфабрикатов. Сейчас вы производите ее сами на фабрике-кухни. Не проще и дешевле было работать по прежней схеме?
Пинский: Когда мы с Тимати решили взяться за этот проект, то стали думать — «Кто будет нашим основным конкурентом, с кем нас будут сравнивать?» Не с Surf Coffee или «Кофеманией», а с ушедшим Starbucks. Нам надо было сохранить прежнюю атмосферу, и мы это сделали. Качество кофе и кофейных напитков было слабой стороной Starbucks, кто бы что ни говорил. Мы привлекли в проект победителей главных кофейных чемпионатов Лилю Гадельшину и Богдану Прокопчука, которые работают с нами в ресторане Folk. И они сделали отличный кофе для Stars Coffee. Не знаю, смотрели ли вы мое интервью с Собчак, в котором я честно признался, что кофе не пью?! На меня тут же налетели диванные комментаторы: «А как он может открывать кофейню, раз он кофе не пьет?» А как я ночные клубы открываю, если алкоголь не пью? Моя задача, как менеджера, собрать правильную команду и дать ей правильные указания. Я и на кухне не работаю, и не шеф-повар, но у меня есть определенное количество неплохо работающих ресторанных проектов.
Тимати: Наша основная задача — сохранить всю многомиллионную аудиторию Starbucks и показать им качественно новый уровень продукта. Второй этап — вернуть в Stars Coffee тех, кто перестал ходить в Starbucks и переключился на новые, более интересные проекты...
Пинский: Теперь, что касается еды. Она тоже была слабой стороной Starbucks — есть там было нечего. Как «один из самых успешных рестораторов», по вашим словам, (смеется) мог ли я лохануться с едой?! Отличная еда — это то, что стало нашим принципиальным отличием от прежней сети. Владимир Чистяков выразил горячее желание заняться меню Stars Coffee. Кроме того, он и с точки зрения эстетики, внешнего вида, энергетики — отлично подходит этому проекту как бренд-шеф. Такой драйвовый, прикольный, харизматичный. Как видите, и кофе, и еда были слабыми сторонами Starbucks — и мы это исправили!
Тимати: Когда я на первой дегустации попробовал еду, то сразу сказал Антону: «Если будет так, то у меня вопросов нет и проект полетит!» Основная сложность была в том, чтобы сделать продукт высокого качества, оставаясь в определенном ценовом коридоре и маржинальности. Это было очень непросто, но нам это удалось!
— Как я узнал, у вас огромные планы по экспансии Stars Coffee за границу. Каким вы видите развитие проекта?
Тимати: Мы создали уникальный продукт с сильным маркетингом и с высоким качеством (и еды, и кофе), с которым мы можем спокойно выйти на все страны бывшего СНГ...
Пинский: Все ли страны СНГ, Тимур Ильдарович? Я бы сейчас не горячился... (Смеется.) На Украине и Прибалтике нас точно не ждут. У нас есть много запросов от стран, в которых не присутствовал Starbucks — Иран, Ирак, Палестина, Бахрейн, Кувейт, Катар и т.д. Новость об открытии Stars Coffee облетела весь мир, благодаря репортажам телеканалов Fox, NBC, Bloomberg и других. Да и большинство западных деловых изданий про это написали... Кстати, мы скоро точно открываемся в Армении с партнерами, с которыми работаем по Avocado Queen. Еще когда новость о Stars Coffee была на уровне слухов, они мне позвонили и попросили «застолбить» за ними Ереван. Видите какой уровень доверия!
— Тимур, а чего тебе хочется от этого проекта лично для себя?
Тимати: Мы хотим видеть классные цифры и хорошую динамику роста. Но, как я уже говорил, для меня важны счастливые люди, которые приходят в наши кофейни. Они подходят ко мне и говорят: «Блин, вы так круто сделали! Честно, получилось вкуснее, чем в Starbucks и все сделано из российских продуктов. Мы так рады, что у нас появляются такие мощные отечественные бренды!»
— Мне кажется, что Чистяков очень аккуратно сделал меню для проекта с учетом низкого фудкоста. Есть еще к чему стремиться и ты ставишь перед ним новые амбициозные задачи?
Пинский: Да, в таких проектах необходимо считать каждый рубль. И перед нами сейчас встала еще более сложная задача. Некоторые точки открываются в студенческих кластерах, а для студентов наш ценник высоковат. Поэтому Володя сейчас разрабатывает для нашего меню новые вкусные блюда с более низкой ценой. В отличие от Starbucks мы не ограничены «гайдами» и нет пределов для нашего творчества и креатива (смеется).
— У каждого ресторатора свое видение стратегии бизнеса и свои конкретные цели. Кто-то открывает небольшой ресторан и работает ради звезд известного гида, кто-то строит ресторанных холдинги и «империи»...
Пинский: Ксения Собчак, к сожалению, вырезала из моего интервью кусок. У нее был вопрос: «Мог ли простой парень из Щелково, сидя в электричке по дороге в МГИМО, мечтать, что когда-то он купит часть российского Starbucks?» Я ответил: «Послушайте, простой щелковский парень в электричке тогда мог мечтать только об одном — быстрее бы доехать и вернуться домой!» Я просто иду от задачи к задаче, от вызова к вызову!